Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Екатерина Руденко: «Вижу Ухту экологически защищённым городом»

Екатерина Руденко: «Вижу Ухту экологически защищённым городом»
Она полагает, что нет смысла сопротивляться, когда жизнь ставит в какие-то рамки – значит, ты нужен именно здесь и именно сейчас. Так Екатерина Руденко говорит о своём вхождении весной этого года в состав Госсовета Коми.

Однако что-что, а сопротивляться она умеет. В истории со строительством под Ухтой пункта захоронения радиационных отходов проявила себя как истинный боец. И её позиция на будущее: «Ухта должна быть экологически защищённым городом».


– Екатерина Тарасовна, ваш послужной список в основном связан с отраслью культуры...

– В своё время было два варианта. Учителя видели меня биологом. Но душа просила чего-то творческого, необычного. Была выбрана профессия «Режиссура». К сожалению, наверное, провинциальная скромность помешала поехать поступать в Москву, остановилась на Культпросветучилище в Сыктывкаре. Впоследствии для получения высшего образования был выбран Институт культуры в Санкт-Петербурге. Мы были первым курсом специальности «Менеджмент социально-культурной деятельности».

Вернулась в родные пенаты, в замечательный клуб посёлка Шудаяг, построенный в 1952 году руками женщин-заключённых. Оттуда выходили лучшие агитбригады Ухтпечлага. В нашем клубе был коллектив единомышленников – практически семья. В тот период в посёлке действовало много предприятий: совхоз «Ухта», УПМК, птицефабрика, больница... Везде своя художественная самодеятельность, и это аккумулировалось на базе клуба. Когда вернулась туда с красным дипломом, у всех в глазах стоял немой вопрос: «Уйдёшь?» Не смогла. Нельзя бросать людей, которые в тебя верят.


– Какой-то период вы были помощником депутата Совета города Хабиба Рамазанова.

– Там, вообще, сказочная история. У нас любые события отмечают всем посёлком. Даже образовалась театральная группа «Курьёз», куда входят учителя, медработники, спортсмены. Они готовят театрализованные представления. Так вот. В тяжёлые годы у нас не было денег на подарки участникам карнавала новогоднего утренника в школе № 7. Решили обратиться к заведующему хирургическим отделением нашей больницы Хабибу Рамазанову, который тогда был депутатом Совета города. Набралась смелости, пошла. Он, не перебивая, выслушал и спросил: «Сколько нужно?» Выпалила: «Пять тысяч». Для нас это были огромные деньги. Он поинтересовался, достаточно ли. Говорю: «Но если шесть – будет лучше».

Помог и с деньгами, и с транспортом, чтобы мы успели всё купить. Потом пришёл на утренник, согласился надеть костюм Дед Мороза и сам вручал подарки. После он мне как-то позвонил и спросил очень просто: «Не хочешь быть моим помощником?» И уже около 15 лет мы с Хабибом Рамазановичем работаем рука об руку, стараемся помочь жителям Шудаяга.


– Как вы считаете, в истории с ПЗРО под Ухтой поставлена окончательная точка?

– Проект состоял из двух частей: консервация старого хвостохранилища на Водном и строительство нового могильника под Ухтой. Этот хитрый ход позволил авторам проекта обойти ряд согласований. Первым номером стояла именно консервация, а не строительство, то есть второй вагон шёл под прикрытием паровоза. Мы сказали: «Да, консервация – это важно, а пункт захоронения радиационных отходов нам не нужен». Это не было отрицанием ради отрицания, но на многие вопросы не было ответов – возникали естественные опасения. Оставалось только защищаться. Поначалу нас поддержала информационная программа «День», а затем подключился практически весь город.

На сегодня нет официального документа от Росатома, что строительства ПЗРО под Ухтой никогда не будет. В качестве подтверждения приводят Федеральную программу ядерной, радиационной безопасности на 2016-2020-2030 годы. Нас там нет, финансирование не выделено. Но и в предыдущем варианте закона на 2008-2015 годы нас тоже не было. Однако у Росатома есть финансовый резерв, и... в общем, надо держать руку на пульсе. Тем не менее проделанные работы по консервации радиоактивных отходов завода «Прогресс» – несомненный плюс для города. Рядышком есть ещё два участка, так называемые заводы № 1 и № 7, которые признаны низкоактивными участками загрязнённых территорий. Там можно обойтись терапией: их необходимо оградить, установить предупредительные знаки.

Этот вопрос ещё остаётся на повестке дня республиканской рабочей группы по реабилитации загрязнённых территорий. На сегодня по периметру хвостохранилища сделано инженерное сооружение – «стена в грунте» – на глубине от восьми до двенадцати метров. В качестве изоляции – глина, которая препятствует поступлению радионуклидов во внешнюю среду. Изолирующий верхний слой выполнен из природных материалов: песка, щебня, бута. Кроме того, использованы бентонитовые маты. То есть получился некий сэндвич – многослойное укрытие.

Работы завершены в декабре прошлого года. На консервацию Росатом направил 200 миллионов рублей. Недавно делали замеры – ниже нормы. Но сейчас надо решить вопрос с регулярным мониторингом. Кто это будет выполнять? А также необходимо определить статус хранилища и его отходов. От этого будет проистекать и дальнейшая история. Если отходы признают особыми, они останутся здесь. Если их признают удаляемыми, история может вернуться на круги своя. Куда их удалять? Вопрос очень тонкий. Важно, что есть заявление главы РК Сергея Гапликова о существовании договорённости с Росатомом, что в Ухте и на территории республики могильника не будет.


– С 2013 года группа «Ухта против радиоактивного новостроя» «ВКонтакте» стала своеобразным экологическим «вестником» Ухты. Чем она сейчас живёт?

– Группа осталась, приглашаем в неё всех для освещения экологических проблем. Жизнь постоянно преподносит новые сюрпризы. Это периодические атмосферные выбросы промпредприятий. До сих пор не удалось установить источник загрязнения. В городе три точки мониторинга воздуха. Замеры производят несколько раз в сутки, но только в дневное время. А, как правило, выбросы происходят ночью или под утро. Хотелось бы в очагах, где наиболее ощутимы выбросы, установить оборудование, которое проводит замеры в режиме онлайн круглосуточно. Нужна и передвижная независимая лаборатория по исследованиям атмосферного воздуха. Обращаюсь к гражданам: почувствовали неприятный запах – звоните с жалобами в Единую диспетчерскую службу города (76-00-90). По количеству звонков определяется острота проблемы и её решение.

Ещё один актуальный вопрос – транспортировка опасных химических веществ через насел ённые пункты для строящегося на Яреге предприятия по получению титанового коагулянта для очистки воды. 22 августа на станции «Микунь » из контейнера произошла утечка тетрохлорида титана. Когда задали вопрос, кому предназначался груз, было обозначено, что Сыктывкарскому ЛПК. А 14 сентября эти контейнеры прибыли на станцию «Ухта» и были транспортированы на комбинат через Шудаяг. По проекту было предусмотрено строительство отдельной железнодорожной ветки, которой на сегодня нет. Компания приобрела железнодорожный тупик, но он оказался аварийным.

Кроме автодороги другого пути, как мы понимаем, для доставки опасных веществ на производство нет, что ставит под серьёзную угрозу безопасность населения. И пока этот вопрос, к сожалению, тоже остаётся открытым. Не хочется, чтобы Ухта была экологически незащищённым городом. Властям и общественности нужно выстроить такие отношения с предприятиями, чтобы они соблюдали экологическое законодательство, уважали экологические интересы населения. Ещё один важный момент этого партнёрства – привлечение на работу местных кадров. У города есть интеллектуальный, рабочий, инженерный потенциал, который не востребован в полной мере.


– Что ещё в Ухте вам бы хотелось изменить в лучшую сторону?

– Разговаривала с разными людьми о настоящем и будущем города. Они приходят к тому, что нет единой команды, которая была бы нацелена на долгосрочное развитие города. Есть яркие личности, есть небольшие яркие группы. Вопрос команды, консолидации сил. Пожелания Ухте и горожанам – быть смелее, не бояться отстаивать свои жизненные интересы, не отчаиваться. Любое падение – это площадка, чтобы оттолкнуться и полететь ввысь.


Беседовал Дмитрий Алексеев

 

gefQzoModOo.jpgЕкатерина Тарасовна Руденко

Родилась 21 марта 1966 года в Ухте.

Образование – высшее, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, специальность «Социальнокультурная деятельность» (2002).

Трудовая деятельность:

1986 год – руководитель кружка клуба посёлка Седъю.

1986-1993 годы – художественный руководитель профсоюзного клуба совхоза «Ухта».

1993-2007 годы – художественный руководитель клуба посёлка Шудаяг.

2007-2009 годы – заведующая клубом-филиалом посёлка Шудаяг МУ «Централизованная клубная система».

2009 год по настоящее время – заместитель директора МУ «Централизованная клубная система».

Замужем, воспитывает троих детей.

Фотографии Марины Сиваковой


Комментарии (1)

ava01
d.alx 16.12.2016 11:33
Молодец!
0
ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам