Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Семья в тылу и на полях сражений: ухтинцы о родственниках-ветеранах

Семья в тылу и на полях сражений: ухтинцы о родственниках-ветеранах
Победа нашей страны в Великой Отечественной войне ковалась в тылу и добывалась на полях сражений, и была достигнута ценой жизни и труда миллионов людей, среди которых были и члены моей семьи. О них я и расскажу.

В тылу трудились родители моей мамы – Евдокия Кузьминична и Николай Андреевич Краснолюдские. Бабушка приехала в Ухту из посёлка Ветью (туда со своей раскулаченной семьёй она семилетней девочкой была сослана из Воронежской области), чтобы выучиться на электрика. Но начавшаяся война сбила планы. Евдокия (тогда ещё Репченко) устроилась лаборанткой в центральную лабораторию Ухтинского нефтеперегонного завода.

Вместе с несколькими девушками принимала её на работу директор завода А.Я. Молий, а ответственность за новых работников взяла на себя начальник лаборатории Мария Григорьевна Дворникова. По воспоминаниям бабушки, работали по двенадцать часов в сутки, а после работы занимались военной подготовкой – большей частью физической, по-пластунски ползая по полям.

Евдокия Кузьминична рассказывала, что её – молодую комсомолку – решили обучить сестринскому делу. А она очень боялась крови. Тем не менее Дусю всё равно заставляли присутствовать на операциях, во время которых она то за печкой пряталась, то в обморок падала. Начались разбирательства по комсомольской линии. Но в итоге здравый смысл восторжествовал: поняли, что медсестры из бабушки не получится. А на заводе Евдокия Кузьминична всегда была уважаемым человеком.

Её приглашали занять место секретаря директора, но бабушка осталась работать в лаборатории. После войны вместе с мужем, с которым познакомилась в Ухте, переехали на его родину – на Украину. После смерти супруга она с тремя детьми вновь вернулась на родной завод. Далее я расскажу о тех, кто воевал. Со стороны моей мамы это были её дяди – Василий Андреевич, Павел Андреевич, Федор Андреевич и Петр Андреевич Краснолюдские. Все родом из Житомира. Единственный, кого я видела, был Павел Андреевич Краснолюдский – один из самых добрых людей! Многое из того, что он рассказывал, я забыла, поскольку была ребёнком. Единственное, что хорошо помню, это рассказ о том, как он с напарником ходил за «языком». «Языка» они взяли, но напарника деда ранили, поэтому

Павел Андреевич заставил немца нести раненого товарища. Придя в расположение своих войск, они наткнулись на Георгия Константиновича Жукова. Там Павел Андреевич получил от будущего Маршала Советского Союза выговор на тему: «Не обижай пленных». Дедушка Павлик вернулся с фронта с множеством наград, израненный: без глаз, которые ему «выбил» неустанно охотившийся за нашими солдатами немецкий снайпер, и с осколком в сердце. Но до конца своих дней сохранил чистую душу, работоспособность (он выполнял заказы от Общества слепых города Житомира, и даже косил сено) и позитивное видение мира. Федор Андреевич Краснолюдский ушёл на фронт в январе 1944 года.

Служил гвардии красноармейцем орудийного номера, а затем разведчиком 1-й батареи 294-го противотанкового артиллерийского Черниговского полка 18-й армии. Был тяжело ранен 8 марта 1944 года. Награждён двумя медалями «За отвагу». Василий Андреевич Краснолюдский был призван в РККА в 1941 году. Пропал без вести 23 января 1945 года на 1-м Украинском фронте. Восстановив его боевой путь, я сделала вывод, что, скорее всего, он погиб в период ожесточённых кровопролитных боёв при форсировании Одера. Петр Андреевич Краснолюдский вернулся с фронта с тяжелейшей контузией. Эта контузия мучила его всю оставшуюся жизнь, и он снова и снова продолжал бить фашистов.

Еще один фронтовик в нашей семье – моя бабушка по папиной линии Клавдия Евгеньевна Гурьева. Родилась она в Архангельской области. На фронт ушла 30 августа 1943 года, демобилизовалась 2 августа 1945 года. Служила в составе 70-го артиллерийского полка 1-го Белорусского фронта прибористом зенитной орудийной установки. Была дважды ранена, имеет награды.

В День Победы её роспись осталась на стене Рейхстага. С отцом моего папы Николаем бабушка познакомилась на фронте. О нём много не рассказывали. Доблестный солдат и командир. Он погиб в Польше после окончания войны, успев перед этим перевезти беременную Клавдию в свою маленькую деревню в Курской области. Вот и всё, что мы о нём знаем. Воевал и брат Клавдии. К сожалению, имя его нам неизвестно. Он был танкистом. После его тяжелого ранения брату и сестре случилось встретиться в Москве.

Далее сведения разнятся: родные уверяют, что он сгорел в танке, а в газете «Ухта» за 8 марта 1972 года в статье о Клавдии Евгеньевне написано: «В Ростове немцы захватили санитарный эшелон, где среди раненых был и её брат». Их дядя, лейтенант Александр Егорович Алексеев, служил командиром 4-й стрелковой роты 160-го стрелкового полка 224-й стрелковой дивизии (Гатчинской). Героически погиб 27 января 1943 года во время проведения операции «Искра» Ленинградским и Волховским фронтами с целью деблокирования Ленинграда. Награждён орденом Красной Звезды. Низкий им поклон – ушедшим и живущим! Как важно по крупинкам собрать и сохранить память о жизни поколения, которое было ровесником совершенно нового уклада жизни нашей страны, и на долю которого выпало столько лишений и трудностей!


Оксана Волкова

Подготовлено при содействии филиала ООО «Газпром ВНИИГАЗ» в г. Ухта

Комментарии (0)

ava01
жирный курсив подчеркнутый зачеркнутый цитата код ссылка картинка
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами
Использование авторского контента и фотографий портала в коммерческих целях разрешено только с письменного согласования.
Написать в редакцию

Напишите нам