Авторизация

Забыл пароль регистрация
войти как пользователь

Регистрация на сайте

CAPTCHA
войти как пользователь

Восстановление пароля

войти как пользователь

пожаловаться модератору

CAPTCHA
Поделись НЭПом

Как Promobot стал крупнейшим производителем сервисных роботов?

Как Promobot стал крупнейшим производителем сервисных роботов?

Компания Promobot — это крупнейший в России и Европе производитель сервисных роботов. Студенческий стартап вырос в компанию с тремя офисами и более чем сотней сотрудников, поставляющую продукцию в 43 страны. Корреспондент «Сделано у нас» посетила Promobot и узнала, с какими задачами роботы могут справляться уже сегодня.

От стартапа — до экспортера года

В январе 2013 года студент 5-го курса Пермского государственного политехнического университета Олег Кивокурцев вместе с одногруппником Максимом Утевым и аспирантом Игорем Еремеевым сделали робота-снегоуборщика. Результат своих трудов они сняли и выложили на YouTube — и неожиданно для себя нашли покупателя из Чехии, который приобрел робота за 3 тысячи долларов. В мае проект нашел первого инвестора — бизнес-ангела Алексея Южакова, который порекомендовал ребятам производить роботов для компаний и вложил в это 300 тысяч рублей. Сегодня Алексей — председатель совета директоров Promobot.

История Promobot буквально начиналась в гараже на окраине Перми. Именно там стартаперы изготавливали первого промобота — а соседям по кооперативу в шутку говорили, что строят ракету. Основная часть блоков была закуплена на Alibaba, зато программное обеспечение было почти полностью разработано самостоятельно, за исключением программ распознавания лиц и речи. Уже в следующем году Promobot был признан лучшим индустриальным проектом на главном отечественном конкурсе инновационных стартапов GenerationS.

С тех пор компания получила еще не один громкий титул: так, Promobot занял первое место в рейтинге российских высокотехнологичных быстрорастущих компаний «ТехУспех-2019″ среди малых предприятий и был признан „Экспортером года“ в номинации „Высокие технологии“. Основатель Promobot Олег Кивокурцев попал в список тридцати самых ярких деятелей Европы в области промышленности, составленный журналом Forbes.

У компании открыт офис в Перми и два международных офиса — в США и Гонконге, в которых в совокупности работает 151 сотрудник. В 43 страны отправились более 650 роботов, изготовленных Promobot.

Кого заменят роботы?

„Роботы придут в три основных направления: там, где работать грязно, опасно и скучно“, — считает основатель Promobot и директор по развитию Олег Кивокурцев. В числе сфер, где работать скучно, Олег называет клиентский сервис, на котором и сконцентрировано внимание его компании.

Кивокурцев оценивает перспективы этого сектора как „радужные“: уже сейчас рынок сервисной робототехники аккумулировал по данным международной федерации робототехники 21 млрд долларов. По мнению основателя Promobot, автоматизированные системы со временем заменят человека во всех сферах услуг: от кинотеатров и торговых центров до анализа потребительского поведения и подачи документов. В качестве примера Олег приводит вызов такси, где еще пять лет назад нормой считался звонок диспетчеру — а теперь почти все пользуются мобильными приложениями.

За последние пять лет компания Promobot выпустила 7 моделей роботов. 80% используемых комплектующих произведены в России, а технологии распознавания речи и лиц у андроидов компании на порядок прогрессивнее, чем у китайских аналогов. Сейчас у компании три основных продукта: Promobot V.4, Robo-C и Promobot Control.

Promobot V.4 — потомок того робота, который основатели компании когда-то собирали в гараже на пермской окраине. Это универсальный сервисный робот для бизнеса, который умеет общаться с людьми и отвечать на вопросы, распознавать речь и лица и перемещаться, избегая препятствий. Promobot V.4 самостоятелен и автономен: он может подключаться к внешним сервисам и системам, заполнять и сканировать документы, выдавать карты доступа, печатать талоны, фото и чеки, брать оплату — и не только. Поэтому сферы его применения разнообразны: Promobot может быть, скажем, консультантом, консьержем, промоутером или администратором. „Например, мы оборудовали робота медицинскими приборами — и он стал диагностом, проводящим первичный осмотр пациентов и облегчающим труд терапевта. Он измеряет показания роста, веса, сатурации, давление и пульс“, — рассказывает Олег.

Robo-C — это сервисный робот с человеческими внешностью и мимикой. Он способен знакомиться с людьми и узнавать их при следующих встречах, поддерживать разговор на свободные и запрограммированные заранее темы, знакомить с компанией и ее продуктами.

Недавнее исследование, проведенное Promobot в кооперации с Пермским политехом, выявило, что при получении услуг для людей играет большую роль не речь собеседника, а то, как он выглядит. Поэтому антропоморфная внешность особенно важна для роботов, работающих в сфере услуг. Она поможет преодолеть барьер между клиентом и автоматом и сделать их взаимодействие более эффективным. Заказчик может выбрать любую внешность для андроида, в том числе — знаменитостей. Роботы Robo-C уже встречают клиентов в МФЦ Москвы и Перми, работают в Сбербанке и Музее современной истории России, помогают пассажирам в аэропорту Балтимор-Вашингтон и покупателям в Дубай-Молле.

Promobot Control — это роботизированный терминал, позволяющий выдавать пропуска посетителям и измерять температуру. С первой задачей он справляется за полминуты, со второй — всего за 5 секунд. Данные об измерениях вносятся в специальный журнал, а если температура повышена — робот уведомляет службу безопасности.

Применение подобных роботов позволяет бизнесу избавить сотрудников от рутинной работы и автоматизировать процессы, а также выделяться на фоне конкурентов и привлекать внимание медиа. Клиенты же получают быстрое и качественное обслуживание и хорошее настроение.

 О планах и перспективах

Команда Promobot продолжает совершенствовать своих роботов и искать новые технологический и бизнес-решения. „Наша глобальная цель — создать антропоморфного робота, схожего с тем, что презентовал Илон Маск, — делится Олег Кивокурцев. — Для этого мы продолжаем вести разработки в области распознавания лиц и речи, навигации и мехатроники. В частности, мы активно развиваем лингвистическую базу, которая позволит улавливать контекст и справляться с вопросом независимо от его сложности. Работаем над созданием микрофонного массива, который поможет роботу слышать, несмотря на внешние шумы, и разрабатываем новые механические узлы. Совершенствуя мехатронику, мы пытаемся добиться плавных движений руками и возможности поднимать такой же вес, как человек. Сейчас же все существующие роботы могут поднять не более килограмма“.

Один из важных шагов — научить роботов ходить на двух ногах. „Существующие решения в этой области сейчас стоят сотни тысяч, а то и миллионы долларов, но это неприемлемо для рынка. Поэтому нам предстоит создать надежные, стабильные и доступные по цене ноги для своих роботов“, — комментирует Олег.

Также компания планирует значительно усовершенствовать искусственные кожу и мышцы своих роботов. „Мы стараемся добиться максимальной упругости, долговечности и эластичности кожи. Также планируем увеличить количество сервоприводов в лице. Сейчас мы используем около тридцати, что позволяет воспроизводить 600 вариантов мимики. Но у человека в лице 42 мышцы — и чтобы добиться максимального сходства, нам надо приблизиться к этой цифре“.

Также руководство Promobot ищет новые сферы применения для своих роботов. „Самая важная задача — коммерциализация, потому что никакие разработки без отклика от рынка по большому счету не имеют значения. Да, фундаментальная наука важна, но самое важное — это практическое применение“, — отмечает Кивокурцев. Компания разрабатывает решения с использованием роботов в области вендинга — для продажи кофе, напитков и мороженого. Кроме того, в Promobot намерены расширить сферу использования роботов-консультантов, которых здесь изготавливают с 2015 года, в частности — создать оборудование для сферы развлечений. „Также в ближайшие два-три года мы продолжим поставлять роботов для образовательных целей“, — говорит Олег. Сегодня лабораторные стенды нашей компании стоят в 35 университетах, и мы продолжаем стабильно поставлять их заказчикам совместно с методическими материалами по изучению сервисной робототехники».

Фото и текст Бионышева Елена

Источник: sdelanounas.ru
Фото: sdelanounas.ru

Комментарии (0)

ava01
Проверочный код
Публикуя комментарий, вы соглашаетесь с правилами